Мониторинг и социологические исследования в библиотеке

2018-11-19

Интересы и пожелания наших юных читателей и их семей являются приоритетными в деятельности детских библиотек. Существующие методы изучения читателей, библиотечных услуг, чтения и читательских предпочтений детей и подростков широко используются в  детских библиотеках России. Опора на результаты исследования чтения – один из путей повышения эффективности деятельности библиотеки по продвижению чтения.

И в современных условиях нашим детским библиотекам необходимо постоянно следить за изменениями читательских приоритетов и чутко на них реагировать. Помочь в решении этой задачи призваны библиотечные исследования различной направленности.

В ежегодных отчетах и планах библиотек МУК «ЦСДБ г. Ярославля» существует раздел «Маркетинговая деятельность. Маркетинговые исследования». Анализ отчетов за 2017 и планов на 2018г. показал, что наши библиотеки относятся к этой теме поверхностно и зачастую наши «мониторинги» не соответствуют не только заявленным темам, но и не помогают библиотекарям в работе.

В связи с этим  предлагаем вам консультацию и методические рекомендации.

История вопроса.

Отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ и Центр чтения РНБ в 2014 году приступил к реализации нового проекта по созданию ЭБД «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования». РГДБ  предлагает создать в библиотеке специальную социологическую службу изучения мнения посетителей – детей и подростков, родителей. Причем, не  расширяя штаты, привлекать для этой работы  ребят – волонтеров-читателей. Юные исследователи особенно ребята постарше могут и сами придумать темы и вопросы для анкет и интервью, могут вместе со взрослыми готовить материалы и объяснять данные такими словами и иллюстрациями, которые будут понятны их ровесникам. Координировать группу волонтеров должен библиотекарь (методист, психолог). Можно этот момент взять на заметку.

Как найти тему для исследований?

Прежде всего, определим, что и от кого мы хотим получить.  В первую очередь мы хотим знать мнение тех, для кого мы работаем – это наши читатели, но нам интересно и мнение тех, кто не любит читать, и заглядывает к нам из любопытства, за компанию и т.д., а может и совсем не заглядывает (если такое исследование провести в школе, в учреждении доп.образования и т. п.), нам интересно также мнения родителей и педагогов. Мнения наших коллег библиотекарей, работающих с детьми, тоже необычайно важно.

Другой вопрос – для чего мы хотим узнать мнение той или иной группы лиц

Виды мониторинга

Постоянными посетителями хорошо воспринимаются проективные ситуации:

Если бы тебе было предложено стать директором библиотеки, то что бы ты изменил(а) здесь в первую очередь?

Рейтинги – антирейтинги. Это метод опроса, в результате которого полученные данные выстраиваются по местам, т.е. определяется их рейтинг.

Оперативные экспресс – опросы, состоящие из  вопросов, на которые можно дать лишь три альтернативных ответа – да (+), нет (-), затрудняюсь ответить (0).

Методика – «голосовалка» - позволяет получить оперативную информацию о степени удовлетворенности организацией мероприятий библиотеки. Она предполагает сплошной опрос участников мероприятия или выборочный опрос 100 ребят, если мероприятие было очень большим: «Понравился ли тебе фестиваль детской книги? Понравился ли тебе мастер – класс по иллюстрированию детских книг?»

Опрос можно проводить при выходе с мероприятия, раздавая жетоны, которые  ребята опускают в два ящика (+ Большой палец вверх, Класс!, смайлик;  - палец вниз, отстой, соответ.смайлик). Полезность такие опросов не вызывает сомнений, если много «неудов», значит что- то не получилось.

Неоконченные предложения – методика всегда вызывает интерес у детей и позволяет исследователям получать более глубокую информацию. Этот опрос можно провести и письменно в группе, выводя вопросы на экран и давая 1 мин на ответ.

Игра – интервью больше подойдет для опросов самых маленьких читателей. Ответы на серьезные вопросы можно будет получить от ребят, предложив им поиграть в сказку, придумать волшебную страну, другую планету, где можно попасть в сказочную, волшебную библиотеку.

Мнение родителей.

Именно семья выступает сегодня основным потребителем социальных услуг для подрастающего поколения. Родители могут с большей или меньшей степенью прислушиваться к голосу своих детей, но разрешение на посещение библиотеки и ее мероприятий, поддержка интереса к чтению, контроль за соблюдением правил пользования библиотекой остаются за ними.

Телефонный опрос.

Вызывает определённый негатив, поэтому пользоваться им надо осторожно. Вопросов не должно быть много (максимум 5). Они должны быть направлены на оценку работы, на формирование позитивного или негативного взгляда на работу детской библиотеки. Это – быстрота и точность выполнения заказа на книги; благожелательность библиотекарей; бытовые условия в библиотеке; обеспечение  безопасности детей; насыщенность мероприятиями; возможность получения новых навыков, приобретение новых друзей.

Выяснить мнение родителей можно и в библиотеке.

Что же мы можем узнать от родителей наших читателей?

Таким образом, мониторинг любой делится на этапы: подготовительный, практический и аналитический. Мониторинг чтения, запросов пользователей, анализы чтения, итоговые данные, характеризующие деятельность библиотек, их востребованность как источников информации, интенсивность пользования ими, соответствие фондов потребностям

пользователей – все, что помогает определить методы и формы работы с читателями.

Массовая работа в библиотеке.

Мониторинги массовых мероприятий проводятся по тем же схемам. Можно применить экспресс – опросы с применением смайликов сразу после проведения мероприятия. Сложнее с анализом какого-либо серьезного мероприятия: к примеру, анализ проведенного  методического мероприятия для определенных категорий сотрудников (молодых библиотекарей, педагогов, волонтеров) лучше проводить сразу после или через день-два, пока ещё свежи в памяти все нюансы этого мероприятия. Вопросов должно быть немного, но они должны быть довольно конкретны и точно отображать суть обсуждаемой проблемы на методическом мероприятии.

Рекомендации.

Предлагаемые мониторинги для филиалов на 2019 год.

Социологические исследования о популярности библиотеки среди населения интересно было бы посмотреть в филиалах, где на определенной территории библиотека одна, как, например, библиотека-филиал № 7 в посёлке Норское. С одной стороны, кажется, что все жители записаны в библиотеку (иногда по цифрам есть такое впечатление), а с другой,- интересно узнать истинное положение дел. Даже в школе № 17 - какой процент учащихся посещает библиотеку, какой только на мероприятия ходит, а кто проходит мимо и библиотека ему ни к чему. Сюрпризы здесь вероятны. Есть также потенциал среди взрослого населения: точно есть такие люди, которые были бы рады, если им приносили книги, в силу возраста, заболевания и пр. Здесь простор для работы волонтеров, особенно для детей соседей, знакомых, которые могли бы стать книгоношами для таких людей. Может такое исследование будет интересно и библиотеке – филиалу № 9. Можно провести опросы или исследования в тех филиалах, где  базовой является одна школа, один детский сад. Если есть хороший контакт со школьным библиотекарем, то можно провести совместный мониторинг о предпочтениях школьников. Только вопросы надо составить так, чтобы ни в коем случае не противопоставлять библиотеки.

От филиала № 1 интересно было бы узнать, что привлекает волонтеров в библиотеку, какие мероприятия им интересны, а какие не очень, насколько важна для них атмосфера в библиотеке и многое другое, что помогло бы другим филиалам правильно построить работу с активистами и волонтёрами.

Темы опросов для наших читателей разнообразны и различны по своим задачам и предпочтениям. Всё зависит от наших желаний их проводить. Квилт – опросы в библиотеке № 2 интересны сами по себе, здесь еще надо продумать их оформление по результатам, чтобы все, кто участвовал, смогли узнать, насколько их мнение совпадает с другими и узнать мнения других, без фамилий и конкретных ответов.

Много интересных и полезных идей можно получить и от  родителей наших читателей. Здесь можно выделить несколько направлений работы по изучению их мнений. Для библиотек, которые работают с отдаленными детскими садами (Библиотеки – филиалы № 4, 6 и др.) будет интересно и важно узнать мнение родителей по чтению их детей, по привлечению их в библиотеку, познакомить их со своей библиотекой и пр. Нам интересно мнение тех мама и пап, кто приводит своих чад к нам, что бы они хотели видеть, чего не хватает в наших стенах, на какие встречи и мероприятия они точно к нам пришли и т.д.

Еще одна категория родителей наших читателей – это те, кого мы не видим, но чьё мнение нам так же важно. Здесь интересно поработать с родителями тех, кто постоянно ходит к нам с классами. Раздать анкеты на одном занятии и получить их на другом – это совсем несложно. Здесь главное, чтобы вопросы были интересные (всегда удивлял вопрос о семейном чтении – сколько книг в вашей библиотеке? – зачем нам это знание, непонятно). А вот вопросы: рассказывает ли вам ваш ребенок, какое занятие было в библиотеке, интересно ли было, отвечал ли он на вопросы, зовет ли он родителей в выходной в библиотеку и т.д. Вопросы могут быть самые разные и даже по конкретному мероприятию. Например, сколько интересного могут дать нам ответы родителей до или после занятия типа «Мастерим сами, своими руками» вплоть до того, что «а не могли бы Вы провести небольшой мастер- класс по своему увлечению …» Здесь может родиться и целый проект по работе с классом.

Многие мониторинги, в том числе и с родителями, всегда  интереснее проводить вне стен библиотеки. Возьмем классы, родительские собрания в школе – вот где поле для деятельности. Это сложно, требует усилий и не факт, что все откликнутся. Значит надо сделать все более затейливо, с теми же смайликами, с минимумом писанины. Но самое главное, чтобы это было интересно обеим сторонам опроса и все понимали смысл и цели этого мониторинга.

Самый главный опрос для тех библиотек, где количество «неорганизованных» детей небольшое – «Я бы к вам пришел, если…» . С одной стороны, мы думаем, что мы знаем причины «ненужности» библиотек для детей, особенно подростков. А с другой, - мы можем только догадываться, что  привело бы их к нам. «Библиотека – как место общения» - чем не мониторинг?

Все те, кто нам пришли, кто уже наши читатели – с ними тоже можно поработать нескучно и интересно. Для начала, проанализируйте цифры отчётные, какой возраст преобладает, с теми, кого меньше и нужно работать. Как правило, это подростки. В каком классе мы их теряем, как читателей? Скорее всего, при переходе из начальной школы в среднюю, хотя по моим наблюдениям, пятиклассники еще ходят по привычке, а вот с 6 класса начинается отток и к старшим классам этот ручеек всё слабеет. Значит, надо обратить внимание и работать со средним звеном. Клубы, кружки, особенно театральные, привлекают подростков. В Интернете появились курсы экскурсоводов и приглашения на экскурсии по городу с волонтерами. Это как раз наше, мы можем научить и найти изюминки в путешествиях по улицам города. Надо ли это нашим читателям? Пока не спросим – не узнаем.

Интересно работает наш филиал № 13, это как раз тот случай, когда можно посоветовать «мониторить» в соцсетях и на сайте.  Небольшие анкеты, даже 2-3 вопроса вполне реальны. Главное – найти тему, чтобы всем было интересно, а библиотекарю – полезно.

 Библиография

Автор – составитель: И. Б. Шарапова, главный библиотекарь организационно – методического отдела Центральной детской библиотеки имени Ярослава Мудрого


Назад