Московские впечатления

2017-10-17

О программе ежРГДБегодного совещания директоров библиотек РФ, обслуживающих детей «Формируя будущее: развитие и продвижение детского чтения»

Ежегодное совещание директоров проходило с 19 по 21 сентября. Принять участие в профессиональных мероприятиях РГДБ - это большая удача. Для участников была подготовлена интересная и насыщенная программа, к ней прилагались новые библиотечные проекты и креативные идеи.

Пленарное заседание по «Межведомственному сотрудничеству» открыла директор РГДБ Веденяпина М. А.  Она говорила о том, что большая заслуга РГДБ в том, что Правительством РФ (Медведевым Д. А.) была принята Концепция по поддержке детского и юношеского чтения в России, которая  показывает направление, куда идти, куда двигаться.  Также решен вопрос о возвращении ежегодной субсидии на приобретение детской литературы – это 350 млн рублей. В мае 2018 г. в г. Владимир, который станет библиотечной столицей России в следующем году, будет представлен документ «Руководство по библиотечному обслуживанию детей». Также  в 2018 г. состоится ярмарка детской литературы в г. Казань.

И также она затронула вопрос о наших отношениях с образованием. Настало время выходить за стены библиотеки, особенно в школы.

Эту тему продолжила профессор Санкт – Петербургского гос. университета Т. Г. Галактионова. В современных образовательных стандартах среди метапредметных образовательных результатов появилось чтение. А в разделе Универсальные учебные действия – смысловое чтение. Что мы можем в этой связи? Придти в школу и познакомить с Концепцией по поддержке детского чтения. А дальше – разработать программу или предложить проект. Библиотечные программы, которые уже работают в образов. учреждениях: «Успешное чтение», «Новая грамотность», «Читать по-русски», «Инвестиции в будущее: поддержка литературно одаренных детей», «Семейное чтение», «Чтение через все предметы». Лучшие проекты входят в книгу «100 проектов в поддержку чтения».

Будет продолжен конкурс «Самый читающий регион».

Запомнилось выступление Е. А. Ямбурга, директора московской школы № 109. На данный момент по статистике подросток читает в год 2,5 книги. Говорил о современном разрыве смыслов: «Мальчик в клубе клеил модель» - как поймут эту фразу современные подростки?. Современные технологии + средневековый менталитет сегодня – это страшно.

Директор Всероссийской библиотеки иностранной литературы рассказал о проектах Иностранки:  открытии франкотеки – получили в дар от посольства Франции 8000 книг, кафе «Книги и кофе», кинотеатр под открытым небом «Атриум».

Кроме того, в библиотеке иностранной литературы работает центр межрегионального сотрудничества, который внедряет Модельный стандарт в региональные библиотеки. Что это значит? Они принимают заказ на создание проекта. Для этого нужно написать письмо на имя генерального директора ВГБИЛ. На каждый проект от Минкульта выделяется 2 – 2,5 млн. Все остальное оплачивается местным бюджетом. Сначала проводится исследование, в каком ключе будет преобразовываться библиотека, затем выстраивается концепция по модельному стандарту, затем делается проект в 3D. Таким образом, была сделана библиотека в с. Боголюбово (Владимирской обл.) и библиотека в с. Батурино (Рязанской обл.)

Сергей Степашин, который является председателем Правления Российского Книжного союза, говорил о том, что это общая беда, что в 11 лет дети перестают читать. В 13-14 лет, когда формируется мировоззрение, дети не читают. И в то же время 60% взрослых в нашей стране ничего не читают.

В 2020 году в Москве пройдет Международная конференция по детской книге (IBBY).

К. И. Могилевский – член Правления РИО, директор фонда «История Отечества», рассказывал о том, как они поддерживают проекты и проводят свои. Так, новгородский проект «Онфим собирает друзей» был реализован при их поддержке. В прошлом году совместно с РГДБ была проведена Олимпиада «Символы России». Это Всероссийский проект. Суть его в том, что дети придумывали вопросы о гербе, гимне, флаге или других символах России. И отправляли в проект. Организаторы выбрали 10 вопросов для первой возрастной группы (8 – 10 лет) и 10 вопросов для второй группы (11 – 14 лет). Эти вопросы и стали основой для Олимпиады. Библиотеки, школы заявлялись как площадки для проведения Олимпиады. В Олимпиаде было 5 вопросов с краткими ответами, еще вопросы – с вариантами, и последний вопрос – открытый.

В этом году проект продолжен – это уже литературно – географический конкурс «Символы России. Природные сокровища». Его поддерживает РГО. Вопросы принимаются до 20.10. На данный момент Ярославская область -  в лидерах проекта. А самые активные участники – библиотеки полетят в Судак.  

На круглом столе «Роль библиотеки в социально – правовой защите детства» о работе с особыми детьми рассказывали специалисты РГДБ. Говорили о версиях сайта для слабовидящих, и о пособиях для родителей таких детей, о художественной литературе об особых детях. Цель своей работы они определяют, как улучшение качества жизни таких детей и родителей. Поэтому детей привозят в библиотеку на 4 – 5 часов. Это показалось  мне неожиданным. Мы привыкли считать, что дети, тем более инвалиды, быстро  устают, а здесь же считают, что нет смысла, если ребенок приедет на 1 час, учитывая, как трудно его транспортировать. Поэтому программа состоит из нескольких мероприятий: Специально приглашенные взрослые люди с ограниченными возможностями здоровья рассказывают о себе, своих достижениях. Далее проводятся какие-то мастер – классы, т. к., дети должны быть не только зрителями, но и активными участниками. Также на эти мероприятия приходят и здоровые дети, т. е. они открытые, может прийти любой ребенок. Таким образом, такое мероприятие становится инклюзивным.

Интересным было выступление директора Благотворительного фонда помощи животным «Я свободен» о «Канистерапии». Знакомый уже проект Дог Библиотека, когда ребенок читает собаке, получил продолжение. Теперь они проводят еще Дог Уроки: как правильно вести себя с животными, о собаках на войне; ДогКвесты – такой квест проводится в течение двух часов, задействованы 5 собак с канистерапевтами.

Кстати, в Ярославле совсем недавно, буквально в августе этого года, тоже появились 6 собак – канистерапевтов – это участники социального  проекта «Собаки для детей».

Также мы услышали о Школе волонтера в РГДБ, в которую входят около 40 студентов. Работают в основном с детьми – инвалидами, выходят в больницы, даже через стеклянный бокс работают. Пропагандируют формат общения, а не психологической поддержки. Последние проекты не такие развлекательные: «Покажи Москву» - вывозят детей на экскурсии по Москве, «Кругосветка» - рассказывают о какой-то стране, «Профессии» - известные или обычные люди рассказывают  о своей профессии. Рассказывали, как проводить инструктаж новых волонтеров. Более подробно об этом можно узнать на сайте https://podari-zhizn.ru.

Интересен авторский проект РГДБ «Радость чтения» для детей с дислексией.

Заместитель директора ЦБС г. Таганрога рассказала о создании ими в городе Ассоциации «Библиотерапия», куда вошли библиотекари, психологи, представители вузов, родители и др.

Вообще, все выступающие на круглом столе подчеркивали, что именно чтение художественной литературы развивает у детей эмпатию, сопереживание другим людям. И вот на этой почве легко найти партнеров.

Во второй день работа была организована по секциям. Я побывала на секции «Новое пространство и новые пользователи библиотек».

О партнерстве РГДБ и АНО «Слышащие дети в семье глухих» рассказывали представители этой организации. На самом деле, это большая проблема, когда слышащий ребенок растет в семье глухих родителей, он существует как бы в двух мирах. Директор по связям с общественностью этой организации сама из такой семьи. Что они делают в библиотеке?

И в напутствие они сказали: «Привлекайте организации, подобные нашей!»

Г. Хабаровск: о программе Adobe Connect, которую используют для встреч с писателями. «Библиосад» для детей, непосещающих дс. Здорово работают с молодежью: ежегодно проводится крупное мероприятие – либо Молодежный Конвент, в этом году – «Технозона». Более подробно об этом - на сайте Хабаровской краевой детской библиотеки им. Наволочкина http://www.kdb27.ru/.

Тюмень заявила новую форму работы: кино – выставочный павильон.

Мурманск рассказывал о внутренней реорганизации библиотеки: комнату сказок преобразовали в центр досуга, игры и отдыха. Зал новинок литературы (познавательной и научно - популярной) – в центр знаний.

В Норильске в Детской библиотеке им. Петряева ведется большая клубная и кружковая работа: работает Школа будущего читателя (от 3 до 7 лет). По субботам – Клуб громких чтений. Есть у них настольные игры – настольный теннис, аэрохоккей, настольный футбол и др. Они платные, платой является 15 мин чтения. И затем 15 мин игры. Проводят они и дни рождения – но только с книгой. (6тыс. р. – 2 часа)

ЦДБ г. Сургута: рассказывали, как они используют роботов в своих проектах. У них их 2 – Элби и Эврика. Проект Неформатная библиотека представлен на сайте http://kids.slib.ru/neformatnaya-biblioteka.

Во второй день состоялось Общее собрание членов ассоциации «Растим читателя».

Презентация проекта «Детская книга на пьедестале почета». Для участия в акции необходимо найти в фондах библиотек книги из Почетного Списка IBBY, написанные российскими авторами (на русском языке и языках народов России), проиллюстрированные российскими художниками, переведенные с других языков на русский переводчиками из России и отметить их отличительным знаком (специальной наклейкой).  Наклейки высылают!

ЦГДБ им. А. С. Пушкина Санкт - Петербурга предложила организовать встречи с питерскими детскими писателями – например, с Шевченко А. А.

А представитель Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих рассказывала о специальных видах литературы для детей – инвалидов и сказала, что у них можно купить все форматы, кроме тактильных книг.

Государственный литературный музей приглашает к участию в конкурсе «Счастливая память» - это коллекция семейных традиций. Будет создан сайт. В рамках проекта организована передвижная выставка рисунков о семье Татьяны Леонидовны Вышенской – художницы журнала «Веселые картинки». http://goslitmuz.ru/projects/174/2121/

И еще один проект Государственного литературного музея: Мультимедийный фестиваль «Солженицынское пространство: мультимедийное измерение» для старшеклассников: http://goslitmuz.ru/projects/172/3967/.

Ассоциация школьных библиотек:приглашают принятьучастие в проекте «Читающая мама»:мероприятия и фото. http://rusla.ru/project/readmom/

И «Добру откроем сердце» - сетевой проект, который инициировала школьный библиотекарь из Н. Новгорода: Читать рассказы, писать отзывы, рисовать иллюстрации и размещать работы (по ссылкам) в сети Интернет, используя интернет-сервисы: https://sites.google.com/site/ucebnyj2015/

Издательство «Детская литература» объявляет литературный конкурс на лучшее художественное произведение для подростков. Затем планируется их издание в серии «Лауреаты премии им. С. Михалкова»

Институт системных проектов МГПУ продолжает конкурс педагогических рецензий – открыток на детскую книгу.

В третий день состоялась презентация новых проектов по патриотическому воспитанию.

В рамках совещания состоялось открытие проектов: «Дети - детям»; «Открывая страны: Мексика» - передача мексиканских книг РГДБ и открытие фотовыставки «Мексика: культурное наследие»; творческая встреча с российскими лауреатами Почетного Диплома IBBY: здесь были и Бородицкая, и Воскобойников, и Москвина, и Чижиков, и Усачев, и Яхнин и мн. др.; творческая встреча с президентом Международного совета по детской книге Уолли де Донкером; прошли дебаты между сторонниками электронной книги и бумажной; состоялась презентация просветительского и образовательного проекта «Кинопоэзия».

Л. А. Савельева, зав. ОМО

подписание соглашения РГДЬ и ГПНТБ С. Степашин kinoteatr-v-inostranke Дебаты Дети - детям Кинопоэзия книги изд. Арт-Волхонка Конкурс Жестовый язык глазами детей лауреаты IBBY Открывая Мексику Президент IBBY Уолли де Донкер


Назад